Потребности в отношениях. Часть 4.
Потребность в общности
Это цикл статей, посвященных определению потребностей в отношениях.
Следующей из 8 потребностей, удовлетворение которых, имеет значимую роль в построении гармоничных отношений с собой и с другими людьми, является
потребность в общности.

Потребность в общности является необходимостью быть с кем-то, кто побывал в нашей ситуации: кто понимает, что мы испытываем, потому что испытывал нечто подобное в реальной жизни или в воображении.

Часть этой потребности возникает из естественного желания не объяснять все в полном объеме, быть понятым без слов.

Если вам посчастливилось находиться в отношениях с людьми, которые разделяют ваш опыт, вам не нужно рассказывать им все, вдаваясь в мельчайшие подробности происшедшего с вами. До того, как вы расскажите все, их выражение лица уже скажет вам о том, что они с вами, что они хорошо понимают, о чем вы говорите.

Иногда чувство общности – это единственный путь к ощущению, что тебя действительно понимают. Например, человеку, который являлся жертвой жестокого обращения или пренебрежения, трудно себе представить, что кто-то без такого же опыта может знать, какого это – подвергаться такому обращению.

Данная потребность зарождается аналогичным с предыдущими потребностями образом: в контакте со значимыми близкими в детстве.
Будучи детьми нам важно ощутить единство, общность со взрослым, который является для нас безусловным примером для подражания. Ребенок нуждается в том, чтобы важный для него взрослый делился своим опытом с ним, говорил: «Да, у меня тоже такое было».

Если понаблюдать за реакцией ребенка, с которым взрослые делятся своим опытом, можно заметить удивление на его лице. Это реакция – открытие, что его переживания не уникальны, что в мире много других людей с подобными чувствами, событиями, переживаниями. Данное открытие дает ребенку почувствовать общность со взрослым и единство с миром в целом. Это обогащает его, придает ему сил двигаться вперед, ощущая себя неодиноким.

Ребенок, который был лишен удовлетворения данной потребности в контакте со взрослым, может остаться в иллюзии, что его трудность/ ситуация/ проблема уникальна, что никто ранее не сталкивался с подобным опытом, а значит ему придется справляться в одиночку.
Если к примеру речь идет о катании на самокате в трехлетнем возрасте, ребенок вполне способен справиться с этим опытом. Но если он столкнулся с предательством друзей, обманом или чем-то, с чем ему трудно справиться, отсутствие рядом близкого, того, кто мог бы поделиться с ним своим опытом переживания подобного, может вызвать у ребенка чувство одиночества, страха, безнадежности. Неоднократное повторение данного опыта приводит к тому, что будучи взрослым, человек продолжает ощущать свои переживания чем-то уникальным. Потребность в общности остается неудовлетворенной.

Когда человек приходит к психологу, ему также важно удовлетворить данную потребность.

Общность не требует, чтобы у специалиста был опыт, который в точности повторяет опыт клиента.
При этом важно, чтобы опыт психолога имел те же самые качества, как и то, что описывает клиент. Удовлетворив данную потребность, человек приобретает осознание, что способен справиться с различными переживаниями, сильными чувствами, потому что в мире есть и другие люди, которые уже справились или справляются сейчас с нечто подобным.

Если вы чувствуете, что ваши переживания уникальны, ощущаете себя одиноким в сложившейся ситуации, скорее всего ваша неудовлетворенная потребность в общности тянется долгие годы. Это вовсе не означает, что так и должно продолжаться. Вы можете сделать для себя сами то, в чем нуждались в детстве, и чего были лишены.
Made on
Tilda